(Каменский Никифор Тимофеевич; 25.05.1847, с. Солодники Черноярского у. Астраханской губ.- 27.11.1910, г. Казань), архиеп. Казанский и Свияжский, миссионер. Род. в семье диак. Тимофея Каменского и его супруги Параскевы Никитичны. Рано остался без отца. Обучался в Астраханском ДУ (1856-1862) и Астраханской ДС (1862-1868). С 1-го класса семинарии изучал татар. язык, в 4-м - переводил на татарский Евангелие, в богословском классе семинарии зарабатывал деньги перепиской татарско-персид. словаря, составленного учителем гимназии Первушиным.
По окончании семинарии 3 нояб. 1868 г. архиеп. Афанасием (Дроздовым) Н. Т. Каменский был рукоположен во иерея к Покровскому храму с. Бережновки Царевского у. Астраханской губ. Впосл. он вспоминал о «тяжелом опыте 2-летней жизни в качестве приходского священника» (Слова и речи. 1890. С. 201). Зимой 1868/69 г. открыл школу на дому, из опыта работы в ней вынес твердое убеждение о необходимости начального образования на родном языке.
После кончины жены - Елены Никаноровны (апр. 1869), дочери астраханского прот. Никанора Ильича Малиновского (в память о супруге Н. впосл. учредил стипендию в Казанском епархиальном уч-ще, где она училась), он продолжил образование в КазДА (1870-1874), по итогам вступительных экзаменов был 4-м из 28 поступивших. Обучался на богословском отд-нии, изучал греч. и нем. языки, 4 года слушал лекции проф. А. И. Гренкова, занимавшего объединенную кафедру нравственного богословия и педагогики; дополнительно изучал миссионерские предметы, араб. язык, практиковался в татарском у свящ. В. Т. Тимофеева, получил по этим предметам высшие баллы. На 3-м курсе написал кандидатское соч. «Мессия по Псалтири» под рук. иером. Тихона (Клитина; впосл. епископ Муромский), профессора кафедры Свящ. Писания ВЗ, к-рый готовил его в качестве преемника при условии принятия монашества. Постановлением совета КазДА от 1 июня 1874 г. Каменский был удостоен звания кандидата богословия (диплом от 22 июня).
Окончив академию 9-м по разрядному списку, Каменский намеревался занять место преподавателя Свящ. Писания в Тифлисской ДС, 18 мая 1874 г. сдал 3 пробных урока по НЗ и ВЗ, однако 14 июня (вторично 16 авг.) того же года подал прошение с отказом от этой должности ввиду своего желания стать законоучителем в Казанской учительской инородческой семинарии, открытой в 1872 г. (Там же, за 1874 г. Каз., 1874. С. 162-163, 189, 204).
1 сент. 1874 г. свящ. Н. Т. Каменский был определен законоучителем инородческой семинарии, в которой 1/3 учеников составляли русские, 2/3 - татары, чуваши, черемисы, вотяки, мордва, калмыки и др. В семинарии помимо ведения уроков Закона Божия он исполнял обязанности священника, диакона и отчасти псаломщика, подготовил ст. «Современные остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш» (Изв. по Каз. епархии. 1878. № 24. С. 671-683; 1879. № 1. С. 17-27; № 2. С. 45-56). Подробно объяснял старшим ученикам порядок церковного богослужения, позднее на основе этих записок составил 3 выпуска «Последовательного объяснения православного богослужения», изданные Московским об-вом распространения духовно-нравственных книг в 1884 г. Изучал современную ему лит-ру по методологии преподавания Закона Божия на рус. и нем. языках. Некоторое время вел уроки Закона Божия в 2 начальных образцовых школах при учительской семинарии для черемисов и чувашей, но был уволен: методы преподавания Каменского не нравились архиеп. Казанскому Антонию (Амфитеатрову).
22 окт. 1876 г. Каменский представил в Совет КазДА соч. «Изображение Мессии в Псалтири. Экзегетико-критическое исследование мессианских псалмов с кратким очерком учения о Мессии до пророка Давида» на соискание степени магистра богословия. По предложению 1-го рецензента, приват-доцента кафедры Свящ. Писания ВЗ О. А. Резанова, сочинение вернули автору на доработку; 22 нояб. 1877 г. оно было повторно представлено в Совет. Новым рецензентом (Резанов умер 22 нояб. 1877) был назначен доцент кафедры Свящ. Писания НЗ М. И. Богословский. 28 янв. 1879 г. состоялась публичная защита. Каменский произнес речь «О значении мессианского учения и о методе исследования этого учения в соч. «Изображение Мессии в Псалтири»» (Собр. сочинений. 1909. С. 71-85), оппонентами были Богословский и экстраординарный профессор кафедры древнеевр. языка и библейской археологии свящ. Е. А. Малов. По ее итогам Каменский был удостоен степени магистра богословия (30 янв. утвержден архиеп. Антонием (Амфитеатровым)).
Указом Синода от 5 окт. 1879 г. свящ. Н. Каменский, избранный ректором на общем педагогическом собрании КазДС, утвержден в этой должности с возведением в сан протоиерея. Он был ректором КазДС с 1879 по 1891 г., при архиепископах Антонии (Амфитеатрове), Сергии (Ляпидевском), Палладии (Раеве) и Павле (Лебедеве), с последним общался наиболее тесно и оставил о нем воспоминания (Краткий очерк жизни и деятельности высокопреосв. Павла, архиеп. Казанского и Свияжского // Казанский сб. статей. 1909. С. 493-504). До авг. 1885 г. преподавал нравственное богословие, потом Свящ. Писание в 6-м классе. Стремился к внешнему и внутреннему благоустройству семинарии. В 1880 г. на выделенные им средства (ок. 3,5 тыс. р.) в актовом зале семинарии за 3 месяца была устроена домовая церковь (освящена во имя ап. Иоанна Богослова 19 окт. 1880, накануне дня основания семинарии). В 1883 г. при семинарской церкви открыто попечительство для помощи бедным ученикам, к-рое за 2 года увеличило свой капитал более чем в 6 раз. В 1884 г. прот. Н. Каменский представил в Синод 2 докладные записки о благоустройстве КазДС и предложил перенести здание семинарии с торговой улицы в центре города на место, более соответствующее духовному учебному заведению (Казанский сб. статей. 1909. С. 757-762, 762-768); предложение было отклонено. В янв. 1885 г. при ДС была открыта образцовая церковноприходская школа, которой он уделял много внимания. Прот. Н. Каменский составил «Краткую историю Казанской ДС» (Каз., 1884). Внимательно относился к обучению и воспитанию семинаристов, большое значение придавал домашним письменным заданиям, сам читал и исправлял их, ввел обычай чтения семинаристами лучших сочинений в торжественные дни и награждения авторов книгами, следил за составлением учениками проповедей. Среди преподавателей КазДС были А. Ф. Гусев, А. А. Царевский (впосл. Василий, еп. Старицкий), и Каменский, по его собственным словам, старался не стеснять их преподавательской деятельности и всегда предоставлял им полную свободу. В 1888 г. он предложил ввести в КазДС изучение инородческих языков и преподавание миссионерства, для чего была учреждена специальная комиссия (Проект изучения инородческих языков в Казанской ДС // Казанский сб. статей. 1909. С. 755-757).
18 нояб. 1879 г. на общем собрании членов миссионерского Гурия Казанского святителя братства прот. Н. Каменский избран кандидатом в члены совета. Он также являлся председателем Комиссии для испытания лиц, ищущих священнического и диаконского сана, членом и казначеем епархиального училищного совета, заведовал складом книг при совете. В этот период он издавал и собственные книги и листки, к-рые впосл. выходили значительными тиражами, многие раздавал бесплатно. Так, в 1885 г. по случаю 1000-летия со дня кончины свт. Мефодия Каменский издал ок. 100 тыс. листков о первоучителях славянских, столько же - о святых Казанских и о Смоленской иконе Божией Матери в Седмиезерной Богородицкой пустыни; накануне 900-летия Крещения Руси - брошюру о равноап. кн. Владимире (7 тыс. экз.), к-рая разошлась в течение 10 дней. Перед празднованием 900-летия Крещения Руси он был назначен товарищем председателя по заведованию Владимирской читальней, основанной по инициативе архиеп. Павла (Лебедева): изыскивал средства, собирал книги, устроил при читальне религиозно-нравственные чтения и принял в них активное участие.
Накануне празднования 900-летия Крещения Руси прот. Н. Каменский предпринял путешествие на Св. Гору Афон и в Иерусалим, о к-ром впосл. часто рассказывал и опубликовал отдельные сюжеты, объединенные в кн. «Воспоминания о святых местах Востока. Константинополь - Афон - Палестина - Египет - Рим». 28 июня 1888 г. отправился на пароходе в Н. Новгород, оттуда с рекомендательным письмом от еп. Модеста (Стрельбицкого) патриарху Иерусалимскому Никодиму I - в Москву, далее в Киев и Крым (Путешествие ко св. местам России // Собр. соч. 1909. С. 1017-1045), а затем - из Одессы в Стамбул, куда прибыл не ранее 10 июля. Был на приеме у К-польского патриарха Дионисия V, посетил о-в Ираклия. 15 июля после торжественного богослужения по случаю 900-летия Крещения Руси в рус. посольском храме произнес речь (Слова и речи. 1890. С. 189-191). Вечером того же дня отбыл на Афон, его спутником был проф. СПбДА Н. В. Покровский. С 17 по 21 июля Н. посетил мон-ри: прп. Ксенофонта, Дохиар, Ватопед, Зограф, Пантократор, Иверский в честь Успения Пресвятой Богородицы, Илии пророка мужской скит, Андрея апостола скит, был в Протате, в Лавре св. Афанасия, осматривал б-ки и архивы, в т. ч. в Карее. Покинув Афон, 26 июля прибыл в Яффу, вечером посетил начальника Русской духовной миссии архим. Антонина (Капустина). 28 июля прот. Н. Каменский был в Иерусалиме, 30 июля его принял патриарх Никодим, вручивший грамоту на право служения в Иерусалимском Патриархате. 4 авг. на Елеонской горе Каменский произнес слово о единении всех верующих (Там же. С. 192-194). Посетил Сион, был в мечети Омара, в подземельях Иерусалима, в Гефсимании, на Елеонской горе, в Вифлееме, в Хевроне у Мамврийского дуба, путешествовал на р. Иордан (с 4 авг.); в ночь на 7 авг. служил у Гроба Господня. 7 авг. покинул Иерусалим и направился в Египет, где провел 2 дня, посетил Александрийского патриарха Софрония IV. 14 авг. прот. Н. Каменский покинул Египет, 17 авг. прибыл в Италию и посетил города Катанию, Мессину, Неаполь, Рим, Флоренцию, где навестил И. Е. Бецкого, жившего в Италии с 1852 г., читал в его доме книгу Э. Ж. Ренана, запрещенную в России. В первых числах сентября вернулся в Казань через Польшу и Белоруссию.
Лит. деятельность Н. началась с сер. 70-х гг. XIX в. Он публиковал статьи и корреспонденции в «Церковно-общественном вестнике», «Церковном вестнике» и других периодических изданиях. Его рецензия на книгу С. И. Ширского «О преподавании Закона Божия в начальных народных училищах» (Кострома, 1876) не была опубликована в «Православном обозрении» из-за слишком резкой критики, после внесенных исправлений ее поместили в «Страннике» (1878. № 2. С. 268-281). Каменский выступал против заучивания догматических определений катехизиса: «Существенное свойство христианской религии состоит в том, что она есть история спасения людей, а не совокупность готовых догм, какою она является в катехизисе. Христианское религиозное сознание существенно зиждется на историческом основании. Исторический порядок сообщения христианского учения самым живым образом возбуждает, развивает и укрепляет религиозный детский смысл, представляя для этого самую твердую и наглядно-ясную основу» (По поводу книги г. Ширского «О преподавании Закона Божия». Кострома 1876 г.) // Собр. соч. 1909. С. 649). Рецензии на пособия по преподаванию Закона Божия и статьи также отличались резкостью. Ст. «О совместном преподавании Закона Божия в двух отделениях церковно-приходских школ» не пропустил в печать училищный совет, и Каменский опубликовал ее в киевском ж. «Церковно-приходская школа», получил гонорар и неск. сот экземпляров, которые разослал в т. ч. своим рецензентам, давшим отрицательный отзыв. Эту статью похвалил обер-прокурор К. П. Победоносцев во всеподданнейшем отчете.
19 янв. 1889 г. прот. Н. Т. Каменский был пострижен в монашество с именем Никанор в память о бывш. ректоре КазДА Никаноре (Бровковиче). 19 февр. он был возведен в сан архимандрита, 2 февр. 1891 г. назначен епископом Чебоксарским, 27 февр. наречен, 3 марта хиротонисан в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. В управлении Н. были казанский в честь Преображения Господня мужской монастырь (его резиденция), казанский во имя Св. Троицы Феодоровский жен. мон-рь и казанский Кизический в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Прежде всего он старался привести жизнь братии в строгое соответствие с монастырским уставом. Основал одноклассную школу в Феодоровском мон-ре и второклассную - в Преображенском, уделял ей много внимания. Писал статьи по истории Преображенского и Кизического мон-рей, учредил единовременную премию за кандидатское сочинение по истории Преображенского мон-ря как просветительского центра Волжско-Камского края.
По званию викарного епископа стал председателем братства св. Гурия, разрешил к печати множество духовно-нравственных книг на всех местных наречиях, радовался изданию Псалтири на татарском языке (в переводе Н. И. Ильминского и В. Т. Тимофеева). С осени 1891 г. ввиду болезни архиеп. Павла (Лебедева) фактически управлял делами епархии.
Н. также был председателем экзаменационной комиссии для лиц, ищущих священнического или диаконского сана, и комиссии по капитальному ремонту семинарских зданий и по расширению зданий Казанского ДУ. Дважды ревизовал епархию: с 1 по 15 июня и с 22 по 25 нояб. 1891 г. (по распоряжению архиеп. Павла (Лебедева)) посетил 53 прихода и вызвал 4 причта из дальних сел, осмотрел 64 храма и с 1 по 8 сент. 1892 г. (по распоряжению архиеп. Владимира (Петрова)) объехал более 20 церквей в Казанском и Царёвококшайском уездах (Отчет по обозрению церквей Спасского и отчасти Лаишевского, Чистопольского и Казанского уездов Казанской епархии // Казанский сб. статей. 1909. С. 784-807; Отчет по обозрению церквей Казанского и Царевококшайского уездов в 1892 г. // Казанский сб. статей. 1909. С. 807-831).
Со 2 авг. по 20 нояб. 1892 г. Н. возглавлял комитет по постройке церквей-школ и школ, созданный для организации общественных работ на казенные средства (35 тыс. р.) с целью предоставить заработок пострадавшим от неурожая в Поволжье в 1891-1892 гг. Под рук. Н. построено 10 церквей-школ и 10 школ в местностях, населенных преимущественно инородцами, что, по мнению Н., положительно повлияло на духовное просвещение епархии (Отчет Казанского центр. строительного комитета по постройке церквей-школ и школ в 1892 г. // Там же. С. 769-783).
16 апр. 1893 г. Н. был Высочайше утвержден епископом Архангельским и Холмогорским (указ Синода от 26 апр. 1893). Перед отъездом 17 мая он служил литургию в Преображенском мон-ре, 20 мая покинул Казань. По пути в Архангельск заезжал в Москву и С.-Петербург, 30 мая 1893 г. участвовал в хиротонии архим. Арсения (Иващенко) во епископа Каширского, викария Тульской епархии, проходившей в Исаакиевском соборе. В Архангельск прибыл 8 июня, в эти дни здесь также находился прот. Иоанн Кронштадтский (Сергиев).
В 1-й год пребывания в Архангельской епархии Н. были открыты псаломщическая школа (окт. 1893), в к-рой 30 юношей в возрасте 15-20 лет обучались церковному пению, церковному чтению, грамоте, арифметике; Петровская б-ка с читальней (31 окт. 1893), при ней - школа в честь прав. Иоанна Кронштадтского; Кузнечевская кладбищенская богадельня, устав которой утвержден 15 дек. 1893 г.; школа для детей самоедов на Новой Земле; Дом трудолюбия при Всеградской Михаило-Архангельской ц. (15 мая 1894).
За 3 года управления епархией Н. полностью объехал ее территорию (некоторые места можно было посетить только зимой): был на зимовьях самоедов и зырян, в рыбацких становищах, в селениях старообрядцев, путешествовал на пароходах и баркасах, на телегах, на собачьих и оленьих упряжках, верхом и пешком, по морю, по порожистым рекам, по тундре, не раз с угрозой для жизни.
В 1893 г. за полгода Н. совершил 3 большие поездки по епархии. В 1-ю поездку (20-28 июня) он посетил Соловки, Кий-Островский Крестный Онежский мужской монастырь и поморские города Онега, Кемь и Сумский посад Кемского у.; во 2-ю поездку (8-19 июля) - рыбацкие становища вост. стороны Мурманского берега Баренцева м.: старинный пос. Териберка (церкви прор. Илии и в честь Грузинской иконы Божией Матери), был в Трифоновом Печенгском во имя Святой Троицы монастыре, в г. Кола, на становище Рында (Преображенская ц.). 10-21 авг. состоялась 3-я поездка Н. по епархии - в Холмогоры, Шенкурск и окрестные приходы.
В 1894 г. Н. предпринял 4 большие поездки по епархии. С 11 февр. он осматривал Пинежский и Мезенский уезды, был в Красногорском Богородицком монастыре. В июне 1894 г. путешествовал в Пертоминский в честь Преображения Господня мужской монастырь Архангельского у. и посетил окрестные приходы, в частности Яренгский приход, в церкви к-рого почивали мощи праведных Иоанна и Лонгина. С 6 по 17 июля Н. объехал Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь, Кемь, Кереть, Ковду, Княжую губу, Кандалакшу, Умбу, Кашкаранский Тихвинский приход и Кузомень. В Керети он заложил школу, в Княжей губе - церковь. 19-20 авг. побывал в приходах 5-го благочиния Шенкурского у., по берегам Сев. Двины, на границе с Вологодской губ., которые архиереи не посещали с 1859 г.
В 1895 г. Н. дважды инспектировал епархию. В янв.-февр. посетил Первосоломбальский приход Архангельского у., 68 церквей (47 приходских и 21 приписную) Мезенско-Печорского края, куда более 35 лет не приезжали архиереи из-за трудностей переезда. Мороз доходил до -47°С, проезжали не более 8 верст в час. Затем объехал Пустозерский край, посетил церкви в дер. Усть-Ижма Печорского у. и в с. Дибожском Мезенского у. в Красноборском крае (ок. 1000 верст от Архангельска), 12 февр. совершил торжественное богослужение в Преображенском храме с. Ижмы, 17 февр. прибыл в Мезень. В обратный путь Н. собрался 19 февр. Путешествие Н. в Мезень освещалось в газ. «Архангельские губернские ведомости».
9 июня 1895 г. Н. отправился в Онежский и Кемский уезды. Путь пролегал по едва проходимым болотам, по порожистой и быстрой р. Кемь, по бурному оз. Куйто. 23 июня Н. прибыл в г. Кемь, утром 28 июня был в Ухте. 2 июля освятил церковь в с. Войнице Кемского у., 5 июля вернулся в Кемь, оттуда на пароходе прибыл на Соловки и 8 июля, в день освобождения Соловков от англичан, был в Соловецком мон-ре. 9 июля Н. вернулся в Архангельск и в тот же день служил в архангельском кафедральном соборе.
21 нояб. 1893 г. был открыт Архангельский комитет Правосл. миссионерского об-ва, при котором в янв. 1894 г. Н. учредил специальную переводческую комиссию под рук. И. М. Сибирцева, преподавателя лат. языка Архангельской ДС (в 1928 избран членом-корреспондентом АН) (С[ибирцев] И. О деятельности переводческой комиссии, учрежденной при Архангельском комитете ПМО (1894-1895) // Архангельские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. № 17. С. 418-425). К осени 1895 г. были изданы «Азбука для лопарей» (1 тыс. экз.) и Евангелие от Матфея на лопарском (саамском) языке (500 экз.), «Азбука для корелов» (2 тыс. экз.) и краткая Священная история на корельском (карельском) языке (2 тыс. экз.), а также «Букварь для самоедов» (500 экз.).
По ходатайству Н. в Архангельской епархии учреждена должность особого миссионера для Карельского края с местопребыванием в г. Кеми. 15 янв. 1895 г. Н. освятил во имя свт. Николая Чудотворца единственный походный храм в Архангельской епархии (палатка с подвижным иконостасом), к-рый перевозили в сложенном виде на оленях, для отправления богослужения во время разъездов по отдаленным селениям Кемского у.
В ведении Н. также находились церковные школы епархии. В кон. 1893 г. он издал специальное распоряжение, в к-ром указывал по всем школьным делам обращаться непосредственно к нему. Приложил много усилий к открытию в епархии церковноприходских школ, школ грамоты, а также различных курсов (в 1893 открыто 12 школ, в т. ч. 2 миссионерские, 7 школ грамоты). В 1894 г. Н. открыл церковную школу грамоты в г. Пинеге, т. к. второклассное приходское училище не вмещало всех желающих. Во время посещения Холмогор (2-3 февр. 1895) Н. предложил открыть в Холмогорском у. подвижную школу как 1-ю ступень к общеобязательному обучению (Перовский В., свящ. Посещение его преосвященством г. Холмогор // Там же. № 4. С. 109-112).
С 23 авг. по 7 сент. 1894 г. по инициативе Н. работали краткосрочные учительские курсы для 18 слушательниц, окончивших епархиальное жен. уч-ще, в ходе к-рых он сам прочитал 2 лекции: «Дух и характер церковной школы» и «О совместном преподавании Закона Божия в двух отделениях церковно-приходских школ».
В 1895 г. в Архангельской епархии было 126 церковноприходских школ, 111 школ грамоты, 6 миссионерских. Из 126 церковноприходских школ только 37 размещались в своих зданиях, остальные - на наемных квартирах, в домах причта, в трапезных или сторожках. При всех церковноприходских школах имелись б-ки (Краткий отчет о церковно-приходских школах и школах грамоты Архангельской епархии за 1894/95 уч. г. // Там же. 1896. № 2. С. 32-48).
Одним из наиболее важных направлений деятельности Н. была забота о мон-рях епархии. Указом Синода от 23 июня 1893 г. он был назначен настоятелем архангельского во имя арх. Михаила муж. мон-ря, который находился в запущенном состоянии. Н. положил на его восстановление много сил, изыскал средства на проведение реставрационных работ. 23 июля 1894 г. в обители произошел пожар, загорелся центральный купол почти отреставрированного собора, было значительно повреждено все здание (А. Ш. О пожаре в Михаило-Архангельском мон-ре // Там же. 1894. № 15. С. 377-380). Многие откликнулись на призыв Н. о помощи, министр финансов С. Ю. Витте распорядился выдать 5 тыс. р. из казначейства (Список жертвователей на возобновление Михаило-Архангельского мон-ря // Там же. 1895. № 18. С. 308-313). 10 нояб. 1894 г. Н. получил в дар от патриарха Иерусалимского Герасима (Протопапаса) золотой крест с частицей Креста Господня. 30 апр. 1895 г. в восстановленном верхнем храме Н. служил 1-ю литургию и передал дар патриарха Герасима, а также камень от купели Силоамской, камень от горы Елеонской, камень от горы Сионской, частицу Мамврийского дуба, очевидно привезенные им со Св. земли (Шашков А. Возобновление Михаило-Архангельского мон-ря в г. Архангельске // Там же. № 17. С. 425-436; № 18. С. 439-453). Н. также занимался «поновлением» Корельского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря, часто бывал в нем, обследовал б-ку и архив, изучал старые синодики и книги.
В июне-июле 1895 г. Н. посетил Кожеезерский (Кожеозерский) в честь Богоявления мужской монастырь, Корельский Николаевский, Кий-Островский Крестный и Соловецкий мон-ри, в к-рых уже бывал ранее, и впервые - Антониев Сийский во имя Святой Троицы мужской монастырь. Результатом этих поездок стали статьи Н. о синодиках обителей. В Сийском мон-ре он также собрал сведения о прп. Паисии Сийском, казначее патриарха Адриана, постриженике этой обители, и подготовил очерк к 200-летию со дня его кончины (17 дек. 1895).
Н. деятельно участвовал в организации духовно-нравственных чтений, во время путешествий по епархии в февр. 1894 г. открыл в Холмогорах религиозно-нравственные чтения лекцией «О достопоклоняемости Креста Господня». С 20 февр. 1894 г. по предложению Н. были проведены религиозно-нравственные чтения в пинежском Свято-Троицком соборе. 23 окт. 1894 г. в Архангельске он лично открыл религиозно-нравственные чтения беседой «О самолюбии». В февр. 1895 г. Н. распорядился, чтобы по всей епархии при двуклиросном составе причта учреждались внебогослужебные беседы.
За время служения в Архангельской епархии Н. освятил много новых храмов. 12 дек. 1893 г. в Островлянском приходе в память чудесного спасения царской семьи он освятил деревянный храм с 2 престолами (главный - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, придельный - во имя свт. Николая Чудотворца). Всего с 1 авг. по 31 дек. 1893 г. в епархии было освящено 10 церквей (Перовский В., свящ. Список церквей Архангельской епархии, освященных за время с 1 авг. по 31 дек. 1893 г. // Там же. 1894. № 4. С. 72-73). В 1894 г. освящены новоустроенный престол и иконостас Николаевского храма холмогорского жен. Успенского мон-ря (13 февр.), Крестовоздвиженская ц. в Пертоминском мон-ре (12 июня), Борисоглебская ц. в Нижнематигорском приходе (19 июня), Свято-Троицкая ц. в Сорокском приходе Кемского у. (10 июля), храм при Архангельском жен. епархиальном уч-ще (30 окт.). В 1895 г. Н. освятил храм во имя свт. Николая в с. Войнице Кемского у., на зап. берегу оз. В. Куйто, который строился 15 лет (2 июля); каменный храм во имя вмч. Димитрия Солунского в дер. Зачачье Холмогорского у. (10 июля); вновь устроенный придельный храм во имя вмч. Пантелеимона Заостровского прихода Архангельского у. (28 авг.); ц. во имя апостолов Петра и Павла при Маймакских лесопильных заводах Архангельского у. (8 сент.).
С 11 сент. по 26 нояб. 1895 г. Н. был в отпуске. 29 сент.- 6 окт. он находился в Астрахани, где жили его мать и семья родной сестры (замужем за священником кладбищенской церкви Астрахани П. И. Реверсовым, сын И. П. Реверсов - доцент (проф.) КазДА по кафедре новой гражданской истории). 1 окт. Н. служил в кафедральном Успенском соборе и заложил единоверческий храм в честь Вознесения Господня на Косе, напротив кремля, 4 окт. посетил музей Петровского об-ва исследователей Астраханского края - один из лучших музеев Поволжья. 19 окт., в день ангела св. Иоанна Кронштадтского, Н. был в Кронштадте. Н. много занимался в Имп. Публичной б-ке, выступал с докладом в Об-ве любителей древней письменности. Во время пребывания в С.-Петербурге ходатайствовал о публикации акафиста прп. Никодиму Кожеезерскому, составленного одним из архангельских студентов, о нуждах архангельского духовенства, о снабжении церковноприходских школ книгами, хлопотал по делам Сийского монастыря, испросил разрешение на постройку храма для С.-Петербургского подворья Красногорского мон-ря и мн. др. 12 нояб. Н. был в Москве на митрополичьей службе в храме Христа Спасителя, 13 нояб.- в Троице-Сергиевой лавре, 14 нояб.- в Ярославле, затем остановился на неск. дней в Вологде. Посетил почти все приходы Архангельской епархии, расположенные поблизости от почтового тракта, 25 нояб. был в Сийском монастыре, а 27 нояб. вернулся в Архангельск.
Во время пребывания в Архангельской епархии Н. написал книги «Св. Афанасий Великий, архиеп. Александрийский, и его избранные творения», «Св. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской, его жизнь и избранные творения», «Преосвященный Афанасий, архиеп. Астраханский. Биогр. очерк». За книгу о свт. Василии Великом получил лит. премию при ж. «Русский паломник» за 1894 г. (Р. Год пребывания в Архангельске преосв. Никанора, еп. Архангельского и Холмогорского // Там же. № 12. С. 315-319).
10 февр. 1896 г. Высочайше утвержден доклад Синода о переводе Н. на Смоленскую и Дорогобужскую кафедру. 3 марта Н. последний раз служил в кафедральном соборе, 5 марта покинул Архангельск.
13-15 марта Н. проездом побывал в Вязьме, посетил Аркадиевский вяземский и вяземский во имя святого Иоанна Предтечи монастыри, 16 марта приехал в Смоленск. В 1-й год пребывания на кафедре он открыл богадельню для престарелых лиц духовного звания (26 окт. 1897), учредил эмеритальную кассу, ввел пасхальный сбор пожертвований в пользу бедных. При участии Н. летом 1897 г. в каменном здании Авраамиева смоленского в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне мужского монастыря открыт свечной завод.
Особое внимание Н. уделял церковноприходским школам. В нач. 1896/97 уч. г. при смоленских церквах было открыто 6 церковных школ, 28 янв. 1897 г.- школа при Успенском кафедральном соборе, в к-рой обучались 56 чел., 6 окт.- школа грамоты при архиерейском доме.
Для подготовки педагогического персонала школ Н. ежегодно организовывал в Смоленске специальные краткосрочные курсы: 10-25 сент. 1896 г. работали педагогические курсы при жен. епархиальном училище Смоленска для 38 воспитанниц (на открытии Н. произнес речь о педагогических взглядах Н. И. Ильминского); с 14 июля по 14 авг. 1897 г.- курсы для учителей и учительниц одноклассных церковноприходских школ и школ грамот; с 10 нояб. по 20 дек. 1897 г.- курсы при архиерейском доме на средства, пожертвованные самим Н. (22 слушателя). Через год желающих было так много, что 12 окт. 1898 г. пришлось открыть 2-е отд-ние курсов (Каверзнев Ф. Открытие учительских курсов при архиерейском доме // Смоленские ЕВ. 1898. № 23. С. 1294-1297). При архиерейском доме Н. учредил особые курсы для желающих подготовиться на звание учителя церковных школ (существовали и после его отъезда), сам преподавал на них уроки Закона Божия.
Еще в июне 1896 г. Н. обратился с воззванием о сборе пожертвований на возобновление древнего кафедрального собора в честь Успения Пресв. Богородицы, много хлопотал об устройстве парового отопления в соборе, закрытом в зимнее время для богомольцев.
5 окт. 1896 г. Н. открыл в Смоленске Церковно-археологический комитет и предложил первые чтения: «Обретение мощей святого благоверного Андрея, князя Смоленского, по древнему сказанию (1556 года)» (Собр. соч. 1909. С. 456-461). Также открыл в Смоленске, в уездных городах и во мн. селах внебогослужебные собеседования с народом, устроил религиозно-нравственные чтения для интеллигенции, не раз выступал на них в Смоленске. В 1897-1898 гг. по инициативе Н. были организованы религиозно-нравственные чтения в городской думе г. Вязьмы. В мае 1897 г., после посещения Вязьмы, специально заехал в с. Татево Бельского у. Смоленской губ., чтобы встретиться с С. А. Рачинским.
2 янв. 1899 г. Н. был утвержден епископом Орловским и Севским. 26 янв. выехал в С.-Петербург, 31 янв. участвовал в епископской хиротонии архим. Михаила (Ермакова) и 4 февр. вернулся в Смоленск. 7 февр. в Успенском кафедральном соборе Н. служил последнюю литургию (1-ю после устройства в соборе отопления), 9 февр. покинул Смоленск.
10 февр. 1899 г. Н. прибыл в Орёл. Он часто ездил по епархии с ревизиями и на богослужения, не только в города, но и в села, не оповещая об этом заранее. Осмотрел все мон-ри епархии, изучал б-ки и архивы, обратил внимание на ведение правильного церковного лесного хозяйства. Далеко не все его поездки освещались на страницах «Орловских епархиальных ведомостей».
В марте 1899 г. Н. выпустил воззвание о необходимости открыть школы, поскольку в 115 приходах епархии их не было, особенно заботился об устройстве жен. школ грамоты. Он предложил устроить церковноприходскую школу при правосл. Петропавловском братстве для беднейших жителей г. Орла; ее открытие и освящение состоялись 9 нояб. 1900 г. (Никольский С., свящ. Открытие в г. Орле «братской» церковно-приходской школы // Орловские ЕВ. 1900. № 47/48. С. 1900-1905). Также по инициативе Н. 20-30 сент. 1900 г. были устроены временные псаломщические курсы, он сам составил их программу и взял на себя уроки по теории церковного чтения.
По поручению Н. свящ. М. Афонский изучал пение церковных хоров в Орле и Ливнах в целях благоустройства епархии и составил записку «Недостатки совр. хорового пения и средства к их устранению» (Там же. № 33. С. 1364-1375).
Н. учредил Комитет по историко-статистическому описанию Орловской епархии, в к-рый вошли ректор Орловской ДС прот. В. А. Сахаров и преподаватели. Первое заседание комитета прошло 23 марта 1899 г. 2 мая 1899 г. стараниями Н. открыт орловский отдел Имп. Палестинского православного общества, 18 мая 1899 г. Орёл посетил председатель об-ва, вел. кн. Сергей Александрович.
В сент. 1899 г. Н. ездил на родину в Астраханскую епархию, где в родном селе на свои средства устроил и 18 сент. освятил Введенскую церковь. 19 сент. в новоосвященном храме он обратился с призывом об устройстве в селе второклассной ремесленной школы и 21 сент. вернулся в Орёл (С. М. А. Путешествие его преосвященства преосв. Никанора на родину для освящения церкви-школы // Там же. 1899. № 49. С. 2011-2014).
29 нояб. 1899 г. Н. представил ряд тем для обсуждения на собрании представителей духовенства и преподавателей орловских духовно-учебных заведений: об устройстве публичных богословских и религиозно-нравственных чтений, о Св. земле и деятельности Имп. Палестинского об-ва, о разборе документов архива духовной консистории и введении их в оборот (сам Н. рассмотрел 56 дел 1776 г. и неск. сенатских дел 1779 г.). В память 100-летия свт. Иннокентия (Борисова) стараниями Н. издан сборник лучших Слов свт. Иннокентия, мн. проповеди святителя печатались в 1899-1900 гг. на страницах «Орловских епархиальных ведомостей», в память его были устроены 2 б-ки-читальни - в г. Ельце и Болхове.
По инициативе Н. с 1899 г. во время Великого и Рождественского постов в Орле велись публичные богословские чтения. Н. произнес проповеди «О бессмертии души», «О любви христианина к самому себе», «О познании Бога», «Об исповедании Бога», «О спасении», «О христианской надежде», «О милостыне». Рассматривался проект строительства специального братского дома для проведения чтений, т. к. купить для этой цели готовое здание не удалось.
28 сент. 1900 г. был открыт орловский Историко-археологический комитет, в том же году при архиерейском доме создан епархиальный Церковно-исторический музей, в основу к-рого легли первые коллекции, собранные самим Н.
4 марта 1901 г. в Орле торжественно отметили 10 лет архиерейского служения Н. Впосл. он вспоминал, что за это время проехал не менее 40 тыс. верст по горам, болотам, рекам, морям: «При этом пережито много умилительного и трогательного, но еще более опасного и страшного» (Слова, речи и беседы. 1910. Вып. 2. С. 665). За 10 лет совершил более 1000 служений и произнес столько же поучений. Также, по словам Н., к этому времени он имел почетные звания в Черногории, Германии, Англии.
Одной из наиболее важных инициатив Н. на Орловской кафедре стала организация 16-24 сент. 1901 г. 1-го епархиального миссионерского съезда, проходившего с участием В. М. Скворцова и проф. КазДА Н. И. Ивановского. Среди участников также были М. А. Новосёлов, В. А. Тернавцев, И. Г. Айвазов, свящ. И. И. Фудель и др. (Георгиевский А., Адамов Л., свящ. Орловский епарх. миссионерский съезд // Орловские ЕВ. 1901. № 45. С. 1907-1933). Н. открыл съезд речью «О всенародном религиозно-нравственном воспитании» (Там же. № 38. С. 1586-1599), присутствовал на всех заседаниях. Вечерами за чаем в архиерейском доме проходило неформальное обсуждение вопросов, затронутых на съезде. С разрешения Н. заседания посещали семинаристы последнего, 6-го класса. 23 сент., в празднование 14-й годовщины правосл. Петропавловского братства, в кафедральном соборе Н. посвятил в стихарь М. Новосёлова, к-рый 21 сент. сделал доклад «Об опытном богопознании», не входивший в программу. В итоге съезд продлил работу по 24 сент., в этот день был заслушан доклад губернского предводителя дворянства М. А. Стаховича, также не входивший в программу, «О свободе совести и об отмене административных мер по преступлениям против веры», который вызвал оживленную полемику и всероссийский резонанс. Вопрос, поднятый в докладе, побудил Н. к серии слов и бесед о свободе, произнесенных 26 сент.- 23 нояб. 1901 г. в учебных заведениях г. Орла («О христианской свободе», «Свобода совести, как христианская основа», «О свободе мыслей», «О свободе и повиновении», «О свободе слова», «О свободе учения») и опубликованных на страницах «Орловских епархиальных ведомостей».
Во время пребывания на Орловской кафедре издано ок. 30 сочинений Н.
28 марта 1902 г. Н. был переведен в Екатеринбургскую епархию, что стало для него полной неожиданностью. Он уехал из Орла 8 мая, на следующий день после приезда из Екатеринбурга своего предшественника и преемника еп. Иринея (Орды). Н. прибыл в Екатеринбург в ночь на 13 мая 1902 г. и уже 14 мая служил 1-ю литургию в кафедральном Богоявленском соборе. Его основные усилия были сосредоточены на религиозно-нравственном просвещении паствы, он неустанно проповедовал во время осмотров епархии. Заметив по ведомостям за 1902 г., что мн. жители городов и заводов по неск. лет не исполняют христ. долга, Н. принял ряд мер-побуждений к ежегодным исповеди и причащению. Он заботился об открытии школ грамоты в городских, заводских, сельских приходах (до 50 новых церковных школ и 1 второклассная жен. школа). Для благоустройства церковноприходской жизни открыл новые приходы и увеличил штатные составы причтов там, где это было необходимо, старался обеспечить заштатное и сиротствующее духовенство.
После выхода манифеста 26 февр. 1903 г. «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» Н. инициировал открытие церковноприходских попечительств, активно участвовал в жизни духовно-учебных заведений, расширил здание Екатеринбургского ДУ. Он также пожертвовал 2 тыс. р. на устройство епархиальной богадельни, получившей название «Богадельня епископа Никанора» в честь 35-летия священнослужения Н., к-рое торжественно отмечалось в Екатеринбурге 3 нояб. 1903 г. Открыл религиозно-нравственные чтения при кафедральном Богоявленском соборе. Ко дню прославления прп. Серафима Саровского (19 июля 1903) было издано и распространено ок. 3 тыс. брошюр и листков о жизни преподобного, составленных Н. Проповедь в этот день Н. начал словами: «Святость есть задача и цель бытия нашего, к которой направлены все многоразличные воздействия Божии на людей и бесконечно многие Его требования от них, от начала жизни человечества до конца существования мира сего» (Слово, сказанное в день прославления // Екатеринбургские ЕВ. 1903. № 16. С. 467).
Для развития миссии среди кочевых вогулов (манси) на севере епархии Н. участвовал в составлении вогульской азбуки и русско-вогульского словаря. Во время пребывания на Екатеринбургской кафедре он написал и подготовил к печати толкования на Послания к Евреям и Деяния св. апостолов.
26 нояб. 1903 г. Н. был назначен епископом Гродненским и Брестским. Перед отбытием в Гродно пожертвовал в ризницу Богоявленского кафедрального собора полное архиерейское облачение и святительскую митру, передал 2 тыс. экз. своей брошюры «Преподобный Серафим Саровский» для церковных школ в епархиальный училищный совет. Прощальную речь произнес 14 дек. 1903 г. (статьи о его отъезде не было).
31 дек. 1903 г. Н. прибыл в Гродно. Он занимал Гродненскую кафедру во время чрезвычайных событий в Российской империи - войны и смуты. В 1-й год совершил ок. 65 служб в кафедральном Софийском соборе, 15 - в проч. гродненских храмах, 7 - в Красностокском мон-ре, 14 - в Бресте, 6 - в Слониме, 4 - в Бельске (ныне Бельск-Подляски, Польша), был во Влодаве, в Белостоке и др. городах, не раз посещал Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь и Супрасльский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь.
Значительное место в деятельности Н. занимала забота о воевавших и членах их семей, особенно о детях, оставшихся сиротами, много трудился над учреждением стипендий для детей защитников Порт-Артура, делал щедрые пожертвования на военные нужды. Большинство произнесенных Н. слов носили патриотический характер.
1904 год был тяжелым для Н. Скончались 2 его друга: товарищ по КазДА однокурсник Н. К. Невзоров и проф. КазДА Гусев. В том же году на 90-м году жизни умерла мать архиерея. В память о матери он, уже будучи архиепископом Варшавским и Привисленским, учредил стипендии в Астраханской ДС, в КазДА и в др. учебных заведениях. На родине, в Солодниках, Н. полностью украсил церковь, приобрел школьные принадлежности и проч. на 12 тыс. р. и дал еще 3 тыс. р. на нужды школы.
Несмотря на трудности, Н. продолжал заниматься развитием школьного дела, посещал школы Скидельского и Вертелишского благочиний, ежемесячно инспектировал епархию. 7 апр. 1905 г. в покоях Н. состоялось 1-е пастырское собрание священников г. Гродно (затем собрания стали регулярными и проходили неск. раз в месяц) для обсуждения вопросов о способах пастырского воздействия в переживаемое тревожное время и противодействия католич. пропаганде. 8-10 сент. 1905 г. в Красностокском жен. мон-ре состоялся епархиальный съезд духовенства, 8 сент. заседания проходили с участием мирян, что разрешалось определением Синода от 2 авг. 1905 г. Н. был одним из первых иерархов, осуществивших это предписание.
По инициативе Н. весной 1905 г. в Софийском кафедральном соборе по воскресеньям проводились церковные чтения с объяснением Нагорной проповеди. В 1905 г. был учрежден Гродненский церковно-археологический комитет, 1-е собрание его членов состоялось 10 авг. 1905 г.
3 июня 1904 г. Н. представил в Совет КазДА соч. «Экзегетико-критическое исследование Послания св. апостола Павла к Евреям» на соискание степени доктора богословия. Оппонентами были назначены Богословский и П. А. Юнгеров, к-рые представили свои отзывы 17 мая 1905 г., признав автора достойным присуждения степени. Однако для более обстоятельного ознакомления членов Совета с сочинением присуждение было отложено до 1-го осеннего заседания. К этому времени профессор кафедры патристики КазДА Л. И. Писарев представил в Совет отрицательный отзыв. На заседании Совета 31 окт. 1905 г. вопрос решился открытым баллотированием: из 20 присутствующих 11 высказались за присуждение степени, 9 - против, и постановлением Совета Н. был признан заслуживающим степени доктора богословия. Резолюция архиеп. Казанского Димитрия (Самбикина) на журнале Совета гласила: «…вполне заслуживает степени доктора богословия не только за последнее свое сочинение… но и за sua omnia opera…» (Протоколы заседаний Совета КазДА за 1905 г. Каз., 1907. С. 172). 3 дек. 1905 г. степень доктора богословия Н. утверждена Синодом, а 9 дек. он был назначен архиепископом Варшавским и Привисленским. 18 дек. он служил последнюю литургию в Гродно.
22 дек. 1905 г. Н. прибыл в Варшаву и вступил в управление Варшавской епархией, включавшей 8 губерний, но имевшей при этом всего 59 приходов. Личным секретарем Н. и казначеем архиерейского дома (как и в Гродно) был А. Г. Богословский (в монашестве Андроник; впосл. епископ Мамадышский). Н. состоял попечителем Варшавского правосл. Свято-Троицкого братства.
10-12 янв. 1906 г. в Варшаве проходил 1-й епархиальный съезд духовенства, на к-ром обсуждались вопросы, связанные с приходской жизнью. В 1906 г. Н. совершил богослужения во все воскресные и праздничные дни, освятил 4 церкви: в Варшаве (полковая церковь лейб-гвардии Уланского полка во имя прп. Мартиниана по проекту архит. Л. Н. Бенуа; 4 нояб.), в Сосновицах (ц. во имя свт. Николая Чудотворца; 16 февр.), на ст. Лапы Ломжинской губ. (железнодорожный храм во имя свт. Николая Чудотворца; 3 дек.) и во Влоцлавске (ныне Влоцлавек; ц. во имя свт. Николая Чудотворца; 17 дек.), произнес 12 поучений на 11 воскресных Евангелий, некоторые из них были напечатаны.
Н. посетил Калиш, Петроков (ныне Пётркув-Трыбунальски), Лодзь, Ченстохов, Лович, Сопоцкин, Сувалки, Холм (ныне Хелм), произносил речи и поучения почти в каждой деревне, везде, где бывал, раздавал свои книги и листки (написал до 12 религиозно-нравственных листков), иконки и крестики.
Активнее всего Н. участвовал в просветительской работе. Он старался посетить все учебные заведения, в которые получал приглашение. При кафедральном соборе открыл школу для девочек, при архиерейском доме - для мальчиков, в соборе организовал хор. Состоялось 2 общеепархиальных съезда, а также несколько частных. В 1906 г. вышли новые издания «Объяснения богослужения» и «Воспоминаний о св. местах». Любимым детищем Н. была епархиальная библиотека-читальня при кафедральном соборе (открыта 2 янв. 1907), к-рой он пожертвовал личную б-ку и 2,6 тыс. р., хлопотал об учреждении неск. б-к в епархии.
В кон. авг.- нач. сент. 1907 г. Н. посетил Скерневицы, Александров- Пограничный (ныне Александрув-Куявски), Мариамполь, Сувалки, Августово, Кибарты (ныне Кибартай, Литва) и др., проехав часть пути из Александрова-Пограничного в Мариамполь через Германию, где находился с 1 по 4 сент. того же года. 2 сент. был на богослужении в берлинской посольской церкви, к-рое прот. А. П. Мальцев и свящ. Василий Гейкен совершали на нем. языке. Н. с радостью отнесся к этому и сожалел, что правосл. богослужение не переведено на польск. язык (Правосл. богослужение в Берлине // Варшавский епарх. листок. 1907. № 22. С. 184-185). 4 сент. Н. прибыл из Берлина в посад Кибарты, посетил г. Волковышки и центр хасидизма Гура-Кальварью (А. К. О посещении высокопреосв. Никанором, архиеп. Варшавским и Привисленским, Кибарты, городов Волковышек и Кальварии // Там же. № 24. С. 201-203). 8 сент. 1907 г. он освятил церковь во имя св. кн. Александра Невского на окраине г. Сувалки управления 5-й стрелковой бригады. В 1907 г. Н. открыл богадельню на Вольском кладбище и пожертвовал на ее нужды 5 тыс. р. В 1908 г. патриарх Иерусалимский Дамиан прислал в Преображенскую Крестовую ц. большой деревянный крест с частицей Креста Господня, к-рый привез архим. Андроник (Богословский).
5 апр. 1908 г. Н. был Высочайше утвержден архиепископом Казанским и Свияжским, 20 апр. служил последнюю литургию в варшавском кафедральном соборе. В прощальной речи к пастве 22 апр. говорил о мире: «…все и каждый ищите мира и старайтесь о нем… ибо мир - это первое условие всякого человеческого общежития… Итак, ищите мира, гонитесь за ним, но будьте разборчивы и в мире, ибо только мир Божий превосходяй всяк ум, усовершит вас во всяких благих делах и сделает вас творящими благое пред лицем Божием» (Там же. 1908. № 8. С. 66). На прощание ему поднесли Ченстоховскую икону Божией Матери. 26 апр. покинул Варшаву.
6 мая 1908 г. Н. прибыл на Казанскую кафедру. Миссионерская деятельность стала для него одним из главных направлений, он учредил 2 приюта для черемисских детей при архиерейском доме и при Седмиезерной пуст. По предложению Н. такие же приюты-школы были организованы в казанском Зилантовом в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре и Мироносицкой пуст., планировались в Раифской Богородицкой пуст. и свияжском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре. Пожертвовал 5 тыс. р. на устройство церкви-школы в татар. дер. Баймурзиной.
3 нояб. 1908 г. торжественно отмечалось 40 лет священнослужения Н. Духовенство епархии почти наполовину состояло из его учеников.
20-21 янв. 1910 г. в Седмиезерной пуст. Н. созвал специальный съезд духовенства черемисских приходов, а в мае - съезды духовенства чувашских (Чебоксары) и татарских (Мамадыш) приходов. 13-26 июня 1910 г. состоялся миссионерский съезд. Н. готовил его программу, был председателем съезда (Миссионерский съезд в Казани 13-26 июня 1910 г. // Изв. по Каз. епархии. 1910. № 23. С. 651-670), на открытии произнес слово «Всеобщий долг заботливости об обращении ко Христу язычников» (Там же. № 5. С. 157-161).
17 янв. 1910 г. в Казани были открыты женские богословские курсы, 18 янв. Н. прочитал 1-ю лекцию «Необходимость религиозного знания» (Собр. соч. 1909. С. 169-186).
Помимо богослужений, посещения духовно-учебных заведений и проч. занятий Н. более чем когда-либо посвящал себя лит. и издательской деятельности. Он написал ряд статей для миссионерского ж. «Сотрудник братства святителя Гурия», издал статью П. В. Знаменского «Казанские татары» (Каз., 1910), опубликовал в «Православном собеседнике» (1908) рецензии на книги Ренана «Жизнь Иисуса» и «Апостолы», в к-рых отметил: «Наше либеральное время, по-видимому, готово поднять из пепла забвения все, что когда-либо говорилось либерального против дорогого христианству» (Казанский сб. статей. 1909. С. 234). Разбирая статьи о церковных реформах, в частности о необходимости реформировать приход, Н. писал: «Но ведь и в дореформенное время есть и были пастыри религиозно-нравственные, до седин сохранившие благоговейное настроение, проповедники, самоотверженные пастыри… Что же сделало их такими? Почему же эта «несвобода» церкви, ни отсутствие соборности, почему все это не послужило для таких пастырей препятствием быть идеальнейшими пастырями»?» (Там же. С. 373).
В Казани Н. подготовил «Собрание сочинений» (85 статей), куда вместе с изданными до 1903 г. вошли статьи, относящиеся к пребыванию на Гродненской, Варшавской и Казанской (1-й год) кафедрах, в т. ч. беседы по вопросам «современного интеллигентного катехизиса»: о богатстве и бедности, о равенстве и коммунизме, о народности и космополитизме, о веротерпимости, о забастовках. Были также подготовлены 2 выпуска, «Слова, речи и беседы архиепископа Никанора (Каменского)», вышедшие в 1909 и 1910 гг. (3-й выпуск издан уже после его смерти, в 1911). Кроме того, в 1909 г. по инициативе Казанского церковно-археологического об-ва, членом к-рого Н. был с 1895 г., опубликован «Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского)», в него вошли 47 статей, в основном относящихся к периоду пребывания в Казани в 1870-1892 гг., его академические сочинения, материалы по преподаванию в инородческой семинарии, статьи по истории Казанского края XVI-XIX вв., церквей и мон-рей Казани. Некоторые работы, вошедшие в сборник, ранее не были опубликованы. Особо следует выделить статьи о синодиках мон-рей, к-рые Н. посещал в разных епархиях. Всего было опубликовано 18 статей о синодиках (по Архангельской епархии - 8, Гродненской - 2, Екатеринбургской - 1, Казанской - 3, Орловской - 4), из них 14 - в «Собрании сочинений».
Изучению синодиков Н. придавал большое значение. Не раз посещая Белобережскую пустынь, он обращал внимание на обилие синодиков пустыни, на их разнообразие, взаимную связь и древность, делал анализ внешней и внутренней стороны (корешков, тиснений, типов письма, виньеток, чернил, изображений и проч., имен и родов, записанных в синодиках, сделанных в разное время приписок) и заключал: «Все это обилие Синодиков есть очевидное доказательство обилия силы - молитвенного духа тех, к кому прибегают за помощью о поминовении, а вместе и рачительности поминовения самих просящих о нем. Отсюда можно понять и то, почему сия святая обитель процветает, ибо обилие Синодиков, их разнообразие и сохранность с древних времен есть один из показателей того дела, которым живут и существуют насельники монастыря» (Высокопреосв. Никанор. 1910. С. 263-264).
В окт. 1910 г. у Н. случился приступ. Несмотря на запреты врачей, он продолжал работать до последнего дня. Скончался от паралича сердца, наступившего после кровоизлияния в мозг. Кроме значительного имущества Н. оставил 50 тыс. р. и имение в Крыму (на 40 тыс. р.); часть процентов с этого капитала завещал своему сыну (больному прогрессивным параличом мозга), часть - сестре. Согласно завещанию, после смерти сына и сестры весь капитал переходил в пользу основанных Н. в Казанской епархии приютов для инородцев.
Современники отмечали находчивость, проницательность и изобретательность Н., будучи весьма энергичным и деятельным человеком, он обладал и чувством такта, а также умением объединить людей (Казанский сб. статей. 1909. С. V).
Награжден орденом св. Анны 1-й и 2-й степени, орденом Владимира 2-й и 3-й степени, орденом св. Александра Невского, также золотыми знаками об-в Палестинского Красного Креста, попечительств о слепых и др.
Н. был почетным членом множества орг-ций, среди к-рых - Имп. Палестинское православное об-во, СПбДА, КазДА, Православное братство св. равноап. кн. Владимира, Славянское Боснийско-Герцеговинское об-во, Главное управление об-ва Красного Креста, Архангельский губернский статистический комитет, Петровское об-во исследователей Астраханского края, Свято-Владимирское правосл. братство во Владимире-Волынском, а также др. общественные, благотворительные, ученые учреждения, попечительства и об-ва по местам епископского служения в разных епархиях. Также Н. был действительным членом Об-ва археологии, истории и этнографии при Имп. Казанском ун-те (с 1892), Об-ва ревнителей рус. исторического просвещения в память имп. Александра III и Церковно-археологического об-ва при КДА.